diksi: (me)
[personal profile] diksi
Вчера вернулись из похода, ходили вдвоем с 27.09 по 05.10 по горам Архыза. Маршрут планировался таким:

Архыз - Загеданский хребет - Пятиозерье - пер. Уруп-Пхия (1А) - д.р. Пхия - озера в истоках левых притоков Пхии - озеро под вершиной Закзан-Сырт - траверс хр. Аркасара - пер. Дукка (н/к) - оз. Семицветное - пер. 2600 (1А) - Аркасарские озера - д.р Малая Дукка - Архыз.

Озеро около г. Закзан-Сырт

Не могу сказать, что поход не состоялся, но будем считать его разведочным, т.к. те пункты маршрута которые удалось выполнить, перечислить проще, чем то что не получилось.

- Не удалась ни одна запланированая радиалка в районе Пятиозерья, да и сами озера посмотрели не все. Мы шли туда два дня, а не один, и как только спустились - начался дождь. Который ночью перешел в грозу, а потом и снег. На утро ничего не видно, белая мгла и метет-метет-метет. Откопали палатку и почти весь день в ней просидели, только во второй половине дня немного растянуло и мы прогулялись.
На следующий день было ясно и в принципе у нас был запасной день, могли бы и походить. Но не хотелось ходить в радиалки по свежему мокрому снегу, его местами выпало по колено, ходить неудобно. И в безопасности восхождения на Загедан-Скалу в этих условиях я была не уверена.

- Мы очень сильно затупили в долине Пхии, ну точнее я, я же поход планировала. До похода я не нашла точной информации о том, где там броды-мосты. Думала что Пхия не такая уж глубокая река, перейдем вброд "где нибудь", если мостов или какого-нибудь бревнышка не найдется. Только вот берега у нее очень крутые, и завалены буреломом, чтобы ее перейти, нужно найти хотя-бы приемлемый подход к реке и выход на тропу на противоположном берегу.
Когда мы шли по Загеданскому хребту, я видела мостики на вот этих крупных притоках, дающих начало озерам. И какие-то лесоразработки. Поэтому предположила что именно в этом районе есть мост или брод для лесовозов. Да, он там и оказался, но там давно никто не ездит. Поэтому тоже все завалено буреломом. Пхию вброд мы конечно перешли, но потом был геморрой с выходом на нужную нам лесовозную дорогу, пришлось полазить по очень крутому склону, заваленому повалеными пихтами. Ну и крюк туда-сюда по долине сделали приличный.

- Не удалось замкнуть кольцо похода как я хотела, обойдя гору Закзан-Сырт со стороны долины Большой Лабы. Мы дошли до ручья, вытекающего из озера под вершиной. И вот между этим ручьем, и протяженной скальной грядой, отходящей от вершины, оказался ад. Этот маленький участок просто изрезан глубокими балками притоков и ответвлений того самого ручья. А между ними скалы, покрытые рододендроном как одним сплошным ковром. Там все перемешалось - скалы с обрывами, рододендрон, камни, криволесье. Целый день мы пытались пройти этот участок по той траектории, как нарисована тропа на карте. Может там 30 лет назад и была тропа, но сейчас там похоже давно никто не ходит.

Криволесье в районе озера под вершиной Закзан-Сырт

В общем, уже к вечеру с большой потерей сил дошли мы до той самой скальной гряды, а дальше непонятно. Карта говорит нам обходить ее далеко понизу, через лес. Но лес этот - такое непролазное криволесье, по которому и 100 метров не пройдешь. Там и медведь наверное с трудом продерется.
На скалы подъем возможен, у нас была мысль забраться туда и перемахнуть через эту гряду поверху. Но остановила совершенная неизвестность что там впереди. Если с той стороны там обрывы скал, спуск с которых невозможен, или такое же криволесье с рододендроном, то мы даже маленького пятачка под палатку там не найдем, а дело к вечеру.

Карта Закзан-Сырт

Так что пришлось вернуться, спуститься в долину Пхии по своим следам и через перевал Пхия выйти в Архыз. Жалко, весь день убили ни на что, а могли бы на озеро сходить. Изначально мой спутник на него идти отказался, мол времени не особо много у нас и набор высоты большой, но по сравнению с этим рододендроново-скально-киволесным хаосом, мы бы на озеро явно потратили меньше времени и сил.

У меня такое ощущение, что по травянистым проходам в рододендронах стоило подняться в лоб почти до самого озера, а потом спуститься вдоль этой скальной гряды, и все таки подняться на нее и найти с той стороны спуск. Но терзают сомнения. По карте вроде так можно, с той стороны не сплошные скалы, но карта и реального рельефа того злополучного участка не отражает, ну или я не умею ее читать.
И в любом случае это будет уже в следующий раз когда-нибудь. В сети я нашла только один отчет по этому району, и там этот участок практически не описан, в двух фразах вида "я нашел проход между скалами", а где он этот проход - кто его знает. Кто-нибудь ходил там? Как все-таки этот участок правильно ходится?

А вот что удалось, так это посещение озер в истоках притоков Пхии. И я скажу, что это место значительно недооценено. Озера очень красивы, особенно штуки 4, из всего десятка, который там находится.А из самого района озер открываются отличные панорамные виды на притоки Большой Лабы и ее долину, на Загеданский хребет с выглядывающей из-за него Загедан-Скалой и кусочек Абиширы.
Это место не хуже Пятиозерья, а по моим впечатлениям даже лучше. Мне прямо очень понравилось, там красиво и душевно.
Посещение этих озер скрасило всю остальную бестолковую часть похода) И мост через Пхию на обратном пути нашли.

Трек будет позже, подробный отчет буду выкладывать на днях.
[+] Подписаться на блог, чтобы не пропустить обновления

Date: 06/10/2014 06:18 (UTC)
From: [identity profile] ps-42.livejournal.com
Круто, всегда хотел полазить где-нибудь в дебрях...=)))

Date: 06/10/2014 06:43 (UTC)
From: [identity profile] lisa-alisa.livejournal.com
Тогда тебе в тот район, который выделен на карте :) Дебрей там на всю жизнь хватит)

Date: 06/10/2014 07:15 (UTC)
From: [identity profile] ps-42.livejournal.com
Дебри, это в общем территории без благ цивилизации. Для меня любой лет - дебри...=)))

Date: 06/10/2014 07:30 (UTC)
From: [identity profile] lisa-alisa.livejournal.com
Благ там точно нет, даже мобильная связь только на пер. Пхия и все. И то, только из-за того, что в долине Архыза построили гостиницу Романтик, напротив которой поставили операторскую вышку.

Date: 06/10/2014 06:47 (UTC)
From: [identity profile] phoenix-msc.livejournal.com
красивенько, ну посидеть в палатке и никуда не пойти этож святое ))))
а я так ниче и не написал до сих пор )
только фотки разгреб

Date: 06/10/2014 06:57 (UTC)
From: [identity profile] lisa-alisa.livejournal.com
Показывай фотки, очень интересно)

Date: 06/10/2014 07:09 (UTC)
From: [identity profile] phoenix-msc.livejournal.com
у меня не такие прикольные )))
фотки без гор не рулят )

от 1 до 10 меняй в урле

Date: 06/10/2014 07:29 (UTC)
From: [identity profile] lisa-alisa.livejournal.com
И без гор очень даже интересные места. И закаты потрясающие! Я вот думаю, успеть бы в этом году еще куда-нибудь к морю-океану съездить, погреть бока в матрасном режиме :) Вместо того чтобы в 6:30 утра выходить из палатки на мороз, чтобы снять рассвет)

Date: 06/10/2014 07:36 (UTC)
From: [identity profile] phoenix-msc.livejournal.com
в следующие 7 месяцев лето, в России, только за деньги (с)

Date: 06/10/2014 08:08 (UTC)
From: [identity profile] uchilka-na-fono.livejournal.com
красотища какая! почти как у меня в Краснозаводске:-)

Date: 06/10/2014 08:14 (UTC)
:))
Ты уже все, окончательно перебралась туда?

Date: 06/10/2014 19:44 (UTC)
From: [identity profile] uchilka-na-fono.livejournal.com
со следующей недели перебираюсь.

Date: 06/10/2014 07:24 (UTC)
From: [identity profile] lobarg.livejournal.com
Круто!

Date: 06/10/2014 07:36 (UTC)
From: [identity profile] lisa-alisa.livejournal.com
Еще круче было бы, если бы мы все-таки прошли маршрут до конца и посмотрели озера в истоках Большой и Малой Дукки. Вот там красота, так красота.
Но эти места очень легкодоступны из Архыза, а не так как шли мы. Можно будет и потом посмотреть, самостоятельно или как часть другого похода.

Date: 06/10/2014 08:03 (UTC)
From: [identity profile] fotomm.livejournal.com
С возвращением! Про то , что не получилось подробно, жду теперь про то , что получилось с нетерпением !

Date: 06/10/2014 11:08 (UTC)
From: [identity profile] ronya.livejournal.com
интересно про недооцененные озера, я люблю такие!:)

Date: 06/10/2014 15:53 (UTC)
From: [identity profile] lisa-alisa.livejournal.com
Постараюсь побыстрее опубликовать подробности, сейчас вот фотографии разбираю)

Date: 06/10/2014 13:14 (UTC)
From: [identity profile] mighty-jake.livejournal.com
Какая там красотища.

Date: 06/10/2014 14:07 (UTC)
From: [identity profile] asvetka.livejournal.com
Почитала отчет, ссылку на который ты дала, где описывается вскользь прохождение сложного участка через ущелье под вершиной Закзан-Сырта - ссылка ни о чём, к сожалению. Хорошего описания в нём нет. Хотя к некоторым фото того района я могу зрительно сделать привязку по карте, но лишь потому что тоже планировала маршрут туда и рассматривала GoogleEarth под разными углами, так что рельеф уже в башке отложился.
По моему мнению в приведенном описании "проход в скалах" относится к проходу через гряду до началу ущелья ручья из озера(на 500-метровке ГШ это отметка 2311м)

Эти ребята верно выбрали направление маршрута от пер.Дукка в озерам в истоках Пхии. Я тебе тоже об этом говорила - только взобравшись высоко по лугам с той стороны можно отыскать на тропу. Она видна даже на пересечении ручья из озера. Генштабовская тропа врёт в том месте, а на GoogleEarth тропка поглядывает выше генштаба местами аж метров на 150. В районе "прохода в скалах" - выше где-то метров на 70. И выйти на правильную тропу со стороны пер.Дукка можно, если от коша сразу ломиться вверх и выходить на отметку 2268м(на ГШ ее нет, есть на ГГЦ).

Из твоего рассказа я пока не поняла, какое место оказалось непреодолимым, ведь до 2311м вы явно не дошли. Трека вашего я не видела, поэтому только предполагаю. Два ручья из-под 3040м прошли? Затык в каком месте случился?

Date: 06/10/2014 15:46 (UTC)
From: [identity profile] asvetka.livejournal.com
Прочитала внимательнее. Поняла, где вы тормознулись. Просто на работе у меня какого-то фига не загрузились твои фотки и я не увидела третью с конца фото в этом посте.

Пришли мне ее в оригинале, плиз, попытаюсь распознать тропу.

Date: 06/10/2014 17:17 (UTC)
From: [identity profile] lisa-alisa.livejournal.com
Мы тормознулись где-то в этом хаосе ближе к отметке 2311м, но не прямо перед ней. Там никакого большего ухудшения рельефа не было(если не считать наших попытках забуриться в лес ниже), но...
Мы видели, что через гряду можно пройти с нашей стороны, но не знали какая она с противоположной. У меня тот отчет был сохранен, мы него прямо там посмотрели с фотками, но это тоже ясности не внесло. И решили поворачивать назад, т.к. если бы с той стороны гряды не оказалось спуска, либо до него надо было бы преодолеть еще обширный участок рододы, мы бы просто не успели до темноты. Опасались, что мы там даже клочка под палатку не найдем в случае чего.

Трек в виде как есть, со всем блуканиями вот, но я сама его смотрела пока только в навигаторе и ОСМ, у меня на родительском компе нет Ozi.
Фото в оригинале: http://waytopeak.org/photos/IMGP7321.jpg

Date: 06/10/2014 18:30 (UTC)
From: [identity profile] asvetka.livejournal.com
Посмотрела трек в GoogleEatrh. Блин, как же обидно... получается, вы все "перди" практически прошли.
Вы видели, что гряда с этой стороны пролазная, но информацию о рельефе другой стороны заранее не нашли, что ли? Зациклились на одном этом отчете... Если читать отчеты, где упоминается траверс западного склона Аркасары(это может быть не только отчет с маршрутом через пер.Дукка, но и например через пер.Малая Дукка), можно было бы найти фотки всего склона Аркасары до поворота за эту пресловутую гряду. Поищи про Малую Дукку, серьезно. Это редко посещаемый перевал, как раз по причине лютой ненависти туристов к травянистым траверсам, т.к. оттуда путь либо на пер.Дукка, либо в д.р.Бурная, и очень-очень с малой вероятностью в сторону Закзан-Сырта, в любом случае это трава проклятущая. Те, кто спускались с Речепсты или с Федосеева, или даже как ты с Загеданского хребта в д.р.Пхии, меня поймут:) Но ради интересного маршрута можно стерпеть:)
Я не сохраняла ссылок, но мне попадались хорошие картинки западного склона Аркасары. Там в основном луг, а никакие не кушери, как ты опасалась. От 2311м несколько десятков метров по склону идут заросли рододы, но через них видны тропы, а дальше просто трава с множеством параллельных звериных троп. Склон по характеру похож на Загеданский хребет, если идти одной из второстепенных траверсных троп по южному склону.
Вам бы за 2311 перевалить и полчасика потратить на выход на нормальную альпику, а там внизу б вы увидели слонячью тропу к кошу и могли бы спуститься к ней. Она идет по границе леса и ровное место на 1 палатку уж точно нашлось бы. Хотя бы не самой тропе:) А что, мы так иногда ночевали. Не, ну я уверена, что на границе леса там есть ровное место. Проблема лишь в воде, её там могло не быть, а до коша идти далековато на ночь глядя.

Date: 06/10/2014 18:50 (UTC)
From: [identity profile] lisa-alisa.livejournal.com
Да, прошли и осталось еще чуть-чуть.
Именно что не нашли инфы о рельефе с другой стороны, более того, я вот этот участок с пердями вообще себе не представляла. Ну т.е. я смотрела на генштабовскую карту, на которой все логично, и на гугловские спутниковые снимки. Вот на этом участке видела что с одной стороны тропа, которая обрывается на границе леса и с другой тоже. Подумала что раз с обоих сторон коши, то там тропа идет по лесу между ними и со спутника ее тупо не видно. Это на этапе планирования похода, и из-за этого заблуждения и не стала искать больше информации. А когда мы очутились уже на месте, у меня оказался сохраненным только тот бестолковый отчет и все.

Мы когда развернулись обратно, часа два наверное шли до ровного места, через все вот это вот. И когда встали на стоянку, минут 30-40 до темноты еще оставалось. Так что да, успели бы, если бы рискнули. А когда думали, вперед или назад, при варианте "вперед" набрали бы воды до пересечения скал, там ее очень много течет отовсюду. Нам на двоих двух полторашек и на вечер и на утро хватает.

Но в общем-то ничего страшного, зато теперь я буду представлять себе этот район на будущее) А к озерам Малой и Большой Дукки можно запросто отдельно сходитить) Тем более мой парень больше категорически не хочет в многодневные походы, а дня на три - запросто)

Date: 07/10/2014 04:59 (UTC)
From: [identity profile] asvetka.livejournal.com
Однако, надо сказать тебе спасибо, ведь ты показала мне путь, который у меня как раз вызывал вопросы:)
Я-то с Малой Дукки собиралась туда идти и у меня непройденный вами участок классифицировался как "ноговыламывательный спуск по траве, но ничего критичного".

А насчет того, что "если есть два коша, то их наверняка соединяет тропа" это сильно неверно, если только эти коши не находятся в долине реки. Высокогорные коши чаще "радиальные", чем "нанизаны на ниточку тропы". Та же фигня и с лесовозками.

Будет время, я поищу познавательные отчеты по тому району и кину тебе. Но вот прям сейчас помню, что попадался отчет украинской группы, которые протраверсили весь склон Аркасары до начала спуска лесовозной дороги(немного не доходя этой гряды с 2311) и потопали вниз по этой дороге и потом долго-долго тупили на берегу Большой Лабы в ожидании лесовоза, который так и не появился:) Бродили Большую Лабу, т.к. по лесу там непроходимо почти ни на какой высоте. Все живы, но мокры насквозь и в легком шоке. Зато познавательно, что лесистый склон в том районе это путь в никуда. Только альпика.

Date: 08/10/2014 17:43 (UTC)
From: [identity profile] plush-killer.livejournal.com
А я так ждал приглашения (
Мог под даты приехать.
Фото шикарные!

Date: 09/10/2014 10:32 (UTC)
From: [identity profile] lisa-alisa.livejournal.com
Конкретно в этот поход я по определенным причинам никак не могла взять кого-то еще, особенно с учетом того, что большая часть маршрута для меня была неизвестностью.

А вот следующей весной(май), летом и осенью у меня будет много походов и существует куча планов. Я заранее буду анонсировать в ЖЖ мероприятия, на которые можно будет вместе пойти.

Date: 09/10/2014 11:29 (UTC)
From: [identity profile] in-windows.livejournal.com
Всё-равно красиво, хоть и не всё удалось пройти. Буду ждать отчётов, особенно про озера в истоках притоков Пхии.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] netochka_n сослался на вашу запись в своей записи «Золотая осень на Бадукских озерах (http://pvd-yug.livejournal.com/163796.html)» в контексте: [...] сь в регионе. За несколько дней до прогулки мы уже вернулись из большого похода по горам Архыза [...]