diksi: (me)
[personal profile] diksi
Выкладываю последнюю, завершающую часть отчета о нашем походе по маршруту Теберда-Архыз. Для того, чтобы освежить воспоминания, можно почитать как все начиналось.

Итак, в предыдущий день мы перевалили через хребет Мыстыбаши и оказались в долине Марухи, о чем я писала в предыдущей части этого рассказа.
В качестве конечного пункта нашего маршрута был выбран поселок Архыз, в который мы планировали попасть через некатегорийные перевалы Озерный (2600м) и Архызское седло (2200м). О том, как это было, читайте далее.

1 июня 2014г. Шестой день похода.
д.р Маруха - пер. Озерный (н/к, 2600м)

На нашей стоянке всю ночь лил дождь, временами с сильным ветром. А мы еще встали так, что чуть выше на холме прямо над нами находилось большое сухое дерево. Оно конечно много лет тут стоит, но в принципе при сильном ветре не исключено что может упасть. Так что надо внимательнее выбирать место под палатку :)

К утру ветер и дождь утих, все дождевые тучи унесло куда-то далеко и новый день встретил нас ясной, солнечной погодой.

Вышли в 10:30(опять поздно!), перешли Маруху по мостику и двинулись к тропе на перевал.

Сначала идем по остаткам дороги, потом начинается подъем вверх по хорошо набитой тропке, никаких проблем с орентированием на этом участке нет.
Когда-то в этом месте был кош, сейчас от него остался лишь пятачок голой земли, да стада коров, которые пасутся рядом.

Покидаем гостепреимную долину Марухи, поднимаясь все выше и выше. Все вокруг зеленеет и цветет, но в целом подъем довольно скучный и пока какими-то особенными видами не радует.

Впереди уже виден хребет Морг-Сырты, с остатками снежных карнизов. Нам как раз через него и надо перевалить сегодня.

Пока мы поднимались, погода стремительно менялась. Почти с самого начала дня довольно душно, парит, со всех сторон собираются облака. Грозы сегодня не миновать, это точно.

Останавливаемся на привал, и пока обедаем, погода портится еще сильнее. Со стороны долины Марухи принесло темную тучу, ощущение такое, что максимум через 10-15 минут будет ливень и сильный. Поэтому решаем поставить палатку и переждать. И для того чтобы не мокнуть, и в грозу все-таки лучше находиться пониже.

В 13:45 начинается дождь, правда очень слабый. Сидим, ждем пока унесет основную тучу, все равно времени у нас сегодня много, чтобы подняться на пер. Озерный и там где-то за ним встать. И хотя по всем признакам должна была начаться гроза, мы не дождались даже сильного дождя. Законы Мерфи работают и в походе :)

Над хребтом Мыстыбаши зависла туча, со стороны нашего перевала и из верховьев Марухи тоже приносило облака. Но это все как то не спешило ни соединяться вместе, ни проливаться. Периодически эти облака разрывало, уносило и приносило новые.

Мы уже давно покинули зону леса, на этой высоте растут только отдельные деревья. А вот рододендронов очень много! Сейчас самое начало цветения этого красивого растения, идешь и любуешься восхитительными кремовыми цветами!

По мере набора высоты зеленой травы под ногами становится все меньше. Тут еще весна, и если приглядеться, то можно заметить цветущие бурые рябчики. Их гораздо меньше, чем желтых, и это растение тоже занесено в красную книгу.

Погода не меняется, по прежнему клубятся облака, жарко и душно. На перевал поднимаемся как сонные мухи.

В финальной части подъема потеряли тропу, и на саму перевальную седловину поднялись без нее. Видимо не самым оптимальным путем, хотя снизу он казался наиболее логичным, для того чтобы обойти довольно большой карниз, висящий на перевале.

Карниз этот мы обошли справа по ходу движения, и ровно в 18:00 оказались у перевального тура, на высоте 2600м. Сняли записку туристов из г. Ставрополь от 8 мая 2014г, руководитель Атинов А. Свою конечно же тоже оставили :)
Вообще очень люблю читать перевальные записки, особенно те, которые написаны от руки и с душой. Всегда любопытно узнать кто и когда в последний раз бывал в этом месте до нас. В общем, отличная туристическая традиция, как я считаю :)

На перевале холодный ветер, со всех сторон периодически приносит облака. Пока отдыхали и писали записку, пришлось утепляться. Даже не верится, что еще час-два назад мы страдали от жары и духоты, на Архызской стороне все совсем иначе. Связи тут нет, ни одна сеть не находится.

Ночевать решили на первом ровном месте у воды, а смотреть озера хребта Морг-Сырты завтра, вдруг и погода наладится. Место такое нашлось чуть ниже перевала, там и встали.
И практически сразу заснули оба. Ужин готовили уже потом, после того как пару часов поспали, уже в темноте.
Наш поход близится к завершению, от нашей ночевки всего день пути до Архыза. Завтрашний день планировался последним, но на всякий случай у нас есть еще один день в запасе.
Утром мы отправимся смотреть на озера хр. Морг-Сырты, ну а сейчас пора отдыхать. Небо расчистилось, перед сном понаблюдали за звездами. А все эти облака унесло куда-то вниз, в Архыз, всю ночь мы слышали с той стороны раскаты грома. Наверное там хорошо поливает :)

2 июня 2014г. Седьмой день похода.
Стоянка под пер. Озерный - оз. Чабаклы - стоянка под пер. Архызское седло

Рано утром я выглянула из палатки и увидела чистое голубое небо. Весь туман завис внизу в долинах, однако как только чуть потеплело, он естественно начал подниматься к нам наверх.

Облака приносило отовсюду, как со стороны долины р. Рапочай, так и с седловины перевала. Красиво, но похоже что хорошей погоды сегодня нам не дождаться.

Пока все не затянуло туманом окончательно, быстренько собрались и двинулись к озеру Чабаклы. Вообще в складках хребта Морг-Сырты располагается довольно много разных озер, кажется чуть-ли не 9 штук. То озеро, к которому мы направляемся, самое крупное из всех. И наверное самое известное, если не считать оз. Любви, которое находится недалеко от перевала Архызское седло.

К озеру идем по долине р. Рапочай, орографически правым берегом. К этому моменту уже все затянуло туманом, поэтому видимость так себе. Любуемся рододендронами, которых тут тоже много.

В этот сезон тут вообще цветет все. Особенно много ветрениц и примул, среди изумрудной травы попадаются и колокольчики.

Озерную котловину пока не видно, но ее местоположение вполне угадывается. Озеро где-то там, под горами, скрытое плотным туманом.

Выше по течению Рапочая еще остались снежные мосты, под которыми шумит стремительный поток ледяной воды.

Еще пара изгибов рельефа, пара поворотов реки, и мы у цели.

Озеро открывается неожиданно, полностью оттаявшее от снега. Вода слегка зеленоватая, из-за плотных облаков кажется довольно темной.

Живописные берега просто усеяны фиолетовыми примулами, они растут тут сплошным ковром и радуют глаз :)

Озеро не вмещается в один кадр, и я поднмаюсь повыше, чтобы заснять его целиком. Оно больше, чем кажется на фото, и для того чтобы это сделать, надо забраться достаточно высоко. Я что-то поленилась и в итоге сняла только панораму.

Потом прогулялась по живописным берегам, полюбовалась на калужницы, растущие у кромки прозрачной воды.

А Сергей отдыхал и перекусывал, пока я бегала вокруг озера с фотоаппаратом :)

Пока мы гуляли и отдыхали около озера, туман сгустился, ухудшилась видимость, резко похолодало и пошел дождь. В такую погоду нам совсем не захотелось лезть к остальным озерам, и мы решили идти сразу на перевал Архызское седло.
Изначально мы хотели пройтись по озерным циркам, и выйти к нему по верхам, от озера Любви. А в таких условиях решили что будет лучше спуститься в долину Рапочая, и от него потом подняться на перевал.

Пока шли обратно по той же тропе, снова облака слегка растянуло. Но совсем ненадолго, уже минут через 15 весь хребет Морг-Сырты снова закрыло тяжелыми темными тучами.

Я думала, что по долине Рапочая мы поднимемся на перевал очень быстро. Ну а что, тут должна быть натоптаная магистральная тропа, набор высоты до перевала всего ничего. Еще часа три, и мы в Архызе.
Ну да, как бы не так. Размечтались :)

Сначала мы потеряли эту самую магистральную тропу в густой траве, да так и не нашли. Пропустили место, где надо было спуститься к реке, и вперлись в какое-то болото. Задолбались, ушатались и прыгая по кочкам, наконец-то вышли к берегам.
Никаких мостов, или хотя-бы бревнышка тут нет, поэтому бурный и холодный Рапочай пришлось переходить вброд. Река только с виду кажется мелкой, а на самом деле там воды по колено и течение сильное. Пришлось переходить в ботинках, т.к. босиком я опасалась подскользнуться на камнях.

После этого брода мы опять(!) потеряли тропу, да что же такое. На OSM она нарисована по самому берегу реки, на карте генштаба метров на 50 выше. Однако ни в том, ни в другом месте не было ни самой тропы, ни намеков на нее. Что чрезвычайно странно, т.к. этот участок маршрута очень популярен. Тут ходят все - и туристы, и егеря из Тебердинского заповедника. В общем тропа должна быть, и хорошая такая.

Пока искали ее, заперлись в криволесье.

Мы немного прошли просто так по склону, орентируясь чисто по направлению. Вдоволь почертыхавшись и задолбавшись, решили таки спуститься прямо к берегу Рапочая. Так как мы тут явно никто не ходит, должен быть нормальный путь, ведь Архызское седло очень популярный перевал. Спустились, и точно, вот же тропа. Хорошая, набитая, как я и предполагала. Как мы умудрились ее потерять то после брода?

А дальше нас ждал еще один брод, одного из притоков Рапочая. Примерно такой же по ширине и глубине, как сам Рапочай.
После брода тропа уже не терялась, но долго-долго мы по ней обходили бесконечные холмы и складки рельефа.

Наконец впереди показалась седловина, как мы думали, перевала. Но когда мы на нее забрались, увидели что само Архызское седло гораздо выше и дальше. Над перевалом глубятся черные тучи, из которых вот-вот польет.

Двинулись по направлению к основной седловине. Стало ясно, что если мы сегодня и успеем в Архыз, то ни на чем оттуда не уедем. Надо вставать тут, пока не началась гроза, вопрос только где.
Нашли относительно ровное место, недалеко от очередной балочки, прямо под перевалом. Вытоптали себе место среди высокой травы, борщевика и крапивы. Палатку пришлось ставить уже под дождем, который стремительно усиливался. Закинули рюкзаки внутрь, Сергей остался натягивать ветровые растяжки, а я пошла за водой. Дождь припустил еще сильнее, а потом посыпал и град. А тут еще и вода в этом самом ручейке оказалась так себе, какой-то мутной, такую лучше не пить сырой и надо кипятить.

В общем, после всех этих хлопот очень приятно было залезть в палатку, переодеться в сухое и сделать горячего чая. Бонусом обнаружилась связь, с достаточно хорошим сигналом и 3G-интернетом :) Красота, сидишь себе в палатке, и читаешь новости за всю ту неделю, которую мы были вдали от цивилизации. Я даже умудрилась написать небольшую весточку о нашем походе и рассказать о погоде в этом районе интересующимся :) А рассказать было о чем, ведь снаружи бушевала буря.

Ливень был невероятным, грохотало весь вечер и всю ночь. С неба вылилось просто какое-то немыслимое количество воды!
Этот день получился самым утомительным в походе и с самой плохой погодой. Одно я знаю точно - по низам я на Архызское седло больше не пойду)

3 июня 2014г. Восьмой день похода
пер. Архызское седло (2200м, н/к) - п. Архыз - возвращение домой

Встали рано, и на этот раз и вышли в нормальное время, т.к. нам не хотелось опоздать на маршрутку. Общественный транспорт из Архыза ходит только в первой половине дня, а потом только такси нанимать.

Погода пасмурная, заметно что вчерашняя гроза не прошла даром, вершину Морг-Сырты присыпало свежим снежком.
На перевал Архызское седло поднялись ровно в 8:00

Тура нет, или мы его просто не увидели. Но в общем-то особо и не искали, хотелось уже поскорее вернуться домой, тем более вон уже Архыз видно с перевала.

Спустились по тропе довольно быстро, хотя Сергей как всегда отставал. Вышли на дорогу, прошли по ней немного и увидели тропку вправо в лес. А надо сказать, что как только мы спустились с перевала Озерный, то попали на территорию Тебердинского заповедника. Находится тут без пропуска запрещено, а пропуск официально именно сюда не дают. Но все ведь ходят, включая матрасников-отдыхающих из Архыза.

Я знала, что почти у самого поселка находится кордон этого заповедника. И вот по этой самой тропке его видимо все и обходят.
По ней мы вышли к заброшеным строениям бывшей турбазы Архыз. Она огорожена старым забором, прохода через который мы не нашли, и пришлось перелезать, прямо у берега р. Большой Зеленчук.
Дальше мы хотели по самому берегу и пройти, но это оказалось невозможно, там слишком круто и заросли.

Поэтому пришлось нам вылезти на основную дорогу, идущую сквозь территорию этой бывшей турбазы. Я уже увидела тот самый кордон в отдалении, справа от дороги. И мне прямо очень хотелось пройти мимо него быстро и тихо, что я и сделала. Уже дошла до моста через Зеленчук, а вот Сергей выбрал очень "подходящее" время для того, чтобы прогуляться мимо ворот этого кордона прогулочным шагом, да еще и стуча трекинговыми палками об остатки асфальта.

Ну и конечно же от такого шума проснулся один из егерей, прямо выбежал из калитки с довольным видом, и естественно стал расспрашивать откуда мы идем. Мы ему наврали что вот приехали отдыхать, ходим тут из Архыза по разным красивым местам недалеко. Захотели вот посетить озеро Любви, нам рассказывали что это такое романтичное место. Вчера вечером пошли в его сторону, а потом увидели ваши таблички заповедика, о том что проход запрещен, а тут еще и дождь начался. Переночевали на берегу Зеленчука и вот щас обратно идем в Архыз.

Естественно поверить в эту бредятину смог бы только идиот. Однако он нас увидел не на своей территории и не у них за забором, поэтому ничего предъявить не смог. Как говорится, не пойман, не вор :)
Поэтому этот егерь только посмеялся и сказал, что когда в следующий раз пойдете, вы сюда зайдите к нам, и мы расскажем где можно ходить, а где нельзя.

Так что мы благополучно избежали как штрафа, так и обычной оплаты за пребывание в заповеднике. Вкусно пообедали в хычинной на берегу Зеленчука, позвонили в МЧС и снялись с учета. И как раз аккуратно успели на маршрутку в 12:00.

Надо сказать, что возвращаться из похода мы планировали не сразу в Москву, а еще хотели заехать к моим родственникам в Краснодарский край. От Архыза это 150км, и напрямую общественный транспорт туда не ходит.
На маршрутке мы доехали только до Зеленчукской, это половина нужного пути. К тому времени погода испортилась кардинально - вокруг все наглухо затянуло черными тучами и дождь полил как из ведра. На автостанции выгрузились прямо в лужу и поторопились побыстрее укрыться в здании кассы.
Там же выяснилось, что нужный нам автобус в Лабинск отменили, якобы он у них теперь ходит только по определенным дням недели. А ведь вчера звонили им и узнавали, и именно этот автобус нам и назвали в качестве единственного варианта уехать в Псебай. Похоже у них там семь пятниц на неделе.
К счастью, оказалось что есть еще один автобус в нужном нам направлении - Черкесск-Москва. Но билетов на него не продают и надо договариваться напрямую с водителем.

Водитель этот оказался весьма жадным, и взял с нас по 400(!)р. Для сравнения, проезд на обычном автобусе стоит в пределах 150. Ну да ладно, оттуда как-то надо было выбираться, а такси вышло бы еще дороже.
Впрочем, совсем без него обойтись не удалось, т.к. этот автобус в сам Псебай не заезжает, объезжая поселок по трассе. Пилить пешком там прилично и по такой погоде совершенно не вариант. Так что я позвонила маме, и она сказала что встретит нас на такси у нужного поворота.

Но и на этом наши приключения не закончились. На границе Карачаево-Черкессии и Краснодарского края стоит печально известный т.н "Соленовский пост" ДПС. Почему печально? Те кто там ездил думаю сейчас понимающе покивали. В общем, там не только ДПС, а еще и милиция, и еще какие-то силовые структуры бывают, в зависимости от ситуации. Останавливают там обычно всех подряд и придираются ко всему, этот дурацкий пост клянут на все лады даже местные.

В общем, надо ли говорить, что автобус там тоже остановили. Зашли господа полицейские с собакой, час что-то там искали, проверяли у всех документы, какого-то персонажа даже высадили вроде.
А у меня паспорт в рюкзаке, я расслабилась и подумала что уже почти дома. А рюкзак в багаже. Я уже приготовилась идти и доставать его оттуда, но видимо проверяющим мое лицо не внушило опасений, и они не стали настаивать :)

Дома мы были уже практически вечером, усталые, но довольные.

Вот такой получился у нас поход. Маршрутом мы остались довольны, получили кучу невероятных впечатлений. Прошли 85,5км и 4 перевала, посетили два живописных горных озера, вдоволь надышались свежим воздухом и прекрасно отдохнули от городской суеты.

Это путешествие было не первым, и далеко не последним. Осенью этого года я снова побывала в районе Архыза и Теберды, но уже в другой компании. И делиться впечатлениями от новых походов я буду в самое ближайшее время!

Трек, карта и высотный график маршрута: тут

[+] подписаться на блог, чтобы не пропустить обновления

Date: 29/10/2014 06:46 (UTC)
From: [identity profile] lobarg.livejournal.com
Классные фотки! Очень красиво.

Date: 29/10/2014 11:57 (UTC)
From: [identity profile] fotomm.livejournal.com
Так это предыдущее путешествие, а я думал вот вернулись недавно

Date: 29/10/2014 14:05 (UTC)
From: [identity profile] lisa-alisa.livejournal.com
Да, это предыдущее) А недавно был другой поход в те же края(точнее даже два), на днях буду писать о них

Date: 01/11/2014 18:44 (UTC)
From: [identity profile] andrey-chirko.livejournal.com
Отличный поход,интересно читать и смотреть) жду осеннего продолжения